Нужна ли конкурентная разведка бизнесу

бинокли

При ведении предпринимательства необходимо получать сведения о деятельности конкурентов. В таком случае компания прибегает к конкурентной разведке. С ее помощью организация получает и анализирует информацию о соперниках.

Цель и задачи

Цель – получение сведений о конкурентах, сильных и слабых сторонах. Такой материал позволит сформировать стратегию и тактику ведения предпринимательства, перехват клиентов или рынка.

Задачи:

  • Оценка сферы деятельности организации, а также партнеров и клиентов.
  • Определение стратегии фирмы-соперника.
  • Анализ слабых и сильных качеств.

Разведку в отличие от шпионажа осуществляют средствами и способами соответствующими закону и деловому обычаю. Цель шпионажа – ослабление чужой компании, а не усиление своей. Шпионаж в качестве основного способа получения данных использует хищение коммерческой тайны.

Особенности

Отличительными чертами такой деятельности являются:

  1. Стабильность, которая выражается в постоянном сборе и анализе.
  2. Законность методов.
  3. Достаточность собранной информации для выработки стратегии фирмы.
  4. Целенаправленность, так как разведка должна вестись в отношении одного объекта.

Помните, что большинство данных собирается из открытых источников.

Методы

Конкурентные разведчики применяют следующие методы:

  • Сбор информации из открытых источников.
  • Взаимодействие с сотрудниками компании. Так можно получить информацию о товарах и услугах, которые предоставляет оппонент. Для этого можно позвонить или пообщаться в социальных сетях с персоналом.
  • Поиск клиентов конкурентов.
  • Взаимодействие с партнерами соперников для получения данных из договоров. Если такой материал не определен как коммерческая тайна.
  • Использование оборудования, которое не запрещено использовать законом.
  • Анализ СМИ и рекламы.
  • Изучение общедоступных финансовых отчетов.
  • Сбор сведений из открытых баз данных. Например, налоговой службы, кадастровой палаты.
  • Изучение интернет-сайтов оппонентов.

Как защититься

Наиболее применяемый способ получения информации – внедрение программ. Для защиты от этого следует использовать технические средства, которые предупредят и пресекут утечку коммерческой тайны. Не нужно пренебрегать услугами технических специалистов в этой области.

Средства защиты в таком случае:

  1. Программное обеспечение, блокирующее передачу данных.
  2. Программы, анализирующие угрозы и вмешательство в деятельность организации.

К внепрограммным средствам защиты относятся:

  • Предотвращение утечки данных во время приема посетителей. Например, организация контрольно-пропускного режима.
  • Определение правил телефонных переговоров.
  • Исключение доступа к носителям информации. Например, предусмотрение уровней допуска.
  • Включение в договоры компании ответственности за разглашение коммерческой тайны.

Применение перечисленных способов позволит получить необходимые сведения о соперниках и пресечь разведку в отношении собственной компании.