При ведении предпринимательства необходимо получать сведения о деятельности конкурентов. В таком случае компания прибегает к конкурентной разведке. С ее помощью организация получает и анализирует информацию о соперниках.
Цель и задачи
Цель – получение сведений о конкурентах, сильных и слабых сторонах. Такой материал позволит сформировать стратегию и тактику ведения предпринимательства, перехват клиентов или рынка.
Задачи:
- Оценка сферы деятельности организации, а также партнеров и клиентов.
- Определение стратегии фирмы-соперника.
- Анализ слабых и сильных качеств.
Разведку в отличие от шпионажа осуществляют средствами и способами соответствующими закону и деловому обычаю. Цель шпионажа – ослабление чужой компании, а не усиление своей. Шпионаж в качестве основного способа получения данных использует хищение коммерческой тайны.
Особенности
Отличительными чертами такой деятельности являются:
- Стабильность, которая выражается в постоянном сборе и анализе.
- Законность методов.
- Достаточность собранной информации для выработки стратегии фирмы.
- Целенаправленность, так как разведка должна вестись в отношении одного объекта.
Помните, что большинство данных собирается из открытых источников.
Методы
Конкурентные разведчики применяют следующие методы:
- Сбор информации из открытых источников.
- Взаимодействие с сотрудниками компании. Так можно получить информацию о товарах и услугах, которые предоставляет оппонент. Для этого можно позвонить или пообщаться в социальных сетях с персоналом.
- Поиск клиентов конкурентов.
- Взаимодействие с партнерами соперников для получения данных из договоров. Если такой материал не определен как коммерческая тайна.
- Использование оборудования, которое не запрещено использовать законом.
- Анализ СМИ и рекламы.
- Изучение общедоступных финансовых отчетов.
- Сбор сведений из открытых баз данных. Например, налоговой службы, кадастровой палаты.
- Изучение интернет-сайтов оппонентов.
Как защититься
Наиболее применяемый способ получения информации – внедрение программ. Для защиты от этого следует использовать технические средства, которые предупредят и пресекут утечку коммерческой тайны. Не нужно пренебрегать услугами технических специалистов в этой области.
Средства защиты в таком случае:
- Программное обеспечение, блокирующее передачу данных.
- Программы, анализирующие угрозы и вмешательство в деятельность организации.
К внепрограммным средствам защиты относятся:
- Предотвращение утечки данных во время приема посетителей. Например, организация контрольно-пропускного режима.
- Определение правил телефонных переговоров.
- Исключение доступа к носителям информации. Например, предусмотрение уровней допуска.
- Включение в договоры компании ответственности за разглашение коммерческой тайны.
Применение перечисленных способов позволит получить необходимые сведения о соперниках и пресечь разведку в отношении собственной компании.