Зачем нужна кадровая безопасность бизнеса?

Одной из угроз, вредящей предпринимательству, могут быть сотрудники компании. Работники организации знают ее слабые места, специфику производства и взаимодействия структурных единиц, размер заработных плат, клиентскую базу, контрагентов фирмы. Из-за этого персонал создает потенциальную угрозу.

Если в компании нет режима сохранения корпоративной тайны, сведения об организации могут попасть в руки конкурентов. Кроме этого, стоит помнить, что сотрудник может нанести вред не только из умысла, но и по неосторожности. В таком случае действует правило: чем выше должность, тем больше может быть нанесен вред.

Кадровая безопасность бизнеса является видом деятельности по обеспечению безопасности в целом и должна быть построена сразу в нескольких направлениях:

  • по найму;
  • во время работы;
  • по увольнению.
Схема этапов кадровой безопасности

Деятельность сразу в нескольких направлениях уменьшит вероятность разглашения коммерческой информации.

Большую угрозу создает прием на работу родственника или знакомого. Так, при поиске кандидата на должность убедитесь в отсутствии судимости и иных правонарушений, связи с преступностью, экономической зависимости, аморальных качеств. При приеме родственника или кандидата обычно верят ему на слово. Не допускайте такой ошибки. Конечно, это может показаться недоверием, но такая проверка обезопасить фирму. Как говорят, бизнес есть бизнес.

Например, в компанию «Бегемот» устроился двоюродный брат начальника отдела. Через некоторое время выяснилось, что он в небольших размерах похищал из кассы деньги. Работника уволили. Начальнику отдела сделали выговор, а родственные отношения испортились.

Предотвратить такую ситуацию могла проверка. Это сэкономило время, деньги и избавило людей от эмоциональных потрясений.

Задачи кадровой безопасности

Чтобы защитить предпринимательство от угроз, следует предотвращать:

  • Занятие должности лицом, знания и навыки которого не соответствуют требованиям;
  • Утечку конфиденциальных данных;
  • Низкую мотивацию;
  • Уход ценных кадров;
  • Влияние другой организацией на сотрудников.

Как правильно нанимать

Трудовая книжка

Базовые правила найма не меняются многие годы. К ним относятся проведение анкетирования, тестирования и беседы. Первоначальный подбор можно осуществить с помощью интернет-ресурсов, агентств и службы занятости.

Информация, необходимая при найме:

  • Сведения, характеризующие личность.
  • Данные о совершении правонарушений (наличие судимости, привлечение к административной ответственности). Например, сведение о том, что лицо привлекалось к ответственности за езду в нетрезвом виде, позволит предупредить занятие должности водителя.
  • Невыполнение финансовых обязательств предупредит занятие материально ответственной должности.
  • Взаимоотношение с конкурентами предотвратит утечку коммерческих сведений. Существует много случаев, когда сотрудник увольнялся, а клиентскую базу продавал конкурентам. Для предупреждения такой ситуации следует обращать внимание на страничку в социальных сетях, посещение работника посторонними лицами, разговоры по телефону. Конечно, это не означает, что нужно вмешиваться в личную жизнь, но такие факты позволят контролировать ситуацию.
  • Данные о вредных привычках, помогающие дополнить психологический портрет. К таким привычкам нужно относить не только курение и распитие алкоголя, но и болтливость, несдержанность, предрасположенность к сплетничеству.

К негативным качествам, увеличивающим риск, относятся мстительность, властность, эмоциональность, страсть.

Стоит помнить, что наличие одного из перечисленных качеств не должно восприниматься в штыки. Необходимо проанализировать качественные и количественные показатели, а также соотношение негативных признаков между собой, чтобы принять окончательное решение.

Таким образом, этап найма позволит отсеять кандидатов, качества которых могут препятствовать ведению бизнеса.

С юридической точки зрения, необходимо в трудовом договоре предусмотреть обязанность по неразглашению коммерческой информации и ответственность.

Повышаем авторитет во время работы

Не следует только следить за сотрудниками и их наказывать. В таком случае организация может испытать недостаток кадров, что может привести к приостановке деятельности.

Вместо этого, нужно воспитать в персонале уважительное отношение к компании. Одним из способов повышения авторитета является создание системы поощрений. Они могут быть как материальные (например, подарок или дополнительная выплата), так и нематериальные (например, благодарность или вывеска на доску почета). Чтобы увидеть мотивы устройства на работу, можно поставить соответствующую графу в анкете при трудоустройстве.

Указанные выше рекомендации повысят уважение компании в глазах сотрудников и уменьшат риски.

Как правильно увольнять

Дружественное увольнение

Грамотное увольнение – последний этап такой безопасности. Не стоит допускать, чтобы работник уходил с чувством обиды, так как это может рано или поздно навредить фирме. Например, сотрудник и руководитель находились в неприязненных отношениях. Основные его трудовые обязанности — разрабатывать интернет-приложения для организации. Когда приложение находилось на последнем этапе разработки, служащий удаляет приложение из базы данных организации и продает приложение конкурентам. Заработную плату, выплаченную работнику, не вернуть. Работа не сделана, а почти готовый результат теперь у конкурентов.

При увольнении сотрудника нужно сделать следующее:

  • В кратчайшие сроки организовать передачу дел и перенести информацию из компьютера работника.
  • Выяснить действительную причину ухода (кроме случая увольнения по инициативе работодателя).
  • Проанализировать степень уважения в компании и объем располагаемых им данных.
  • Спрогнозировать возможные риски, которые могут возникнуть из-за утечки информации.
  • Сменить пароли, известные работнику.
  • Побеседовать и напомнить об ответственности за разглашение коммерческой тайны.
  • Рассказать о причинах увольнения персоналу, чтобы избежать домыслов и сплетен. В этом случае стоит помнить об объеме информации, которую нужно донести. Например, увольняющийся тяжело болен. Он рассказал работодателю о диагнозе. В таком случае можно донести до персонала только сведения о личных причинах ухода.
  • Проинформировать контрагентов об увольнении работника.
  • Проверить сохранность имущества.

Соблюдая правила о приеме и увольнении, можно предупредить последствия, вредящие бизнесу, обеспечив его безопасность.