История аутсорсинга за 4 минуты

Модель оказания услуг по аутсорсингу прочно закрепилась на рынке в России и зарубежных странах. Многие знают, что это такое, но не все знают: когда он возник и как развивался.

Возникновение и развитие аутсорсинга в зарубежных странах

Истоки зарождения относятся к ремесленному производству, которое продолжалось до XVIII в. Это обусловлено тем, что ремесленник находился в зависимости от корпоративных связей: заказчика, поставщика, других ремесленников.

Первым опытом такой модели взаимодействия явилось привлечение ресурсов юридических организаций в США и Великобритании в конце XIX века. Это связано со сложностью и объемом прецедентного права. Поэтому правовые вопросы передавали профессионалам с высокой квалификацией и большим опытом.

В начале XX века компании стали передавать по аутсорсингу функции по ремонту оборудования, инструментов, техники.

Доминирование больших предприятий на рынке продолжалось до конца 60-х годов XX века. После чего на экономической арене увеличилось количество небольших предприятий. Для выживания на рынке они прибегали к новой философии управления, направленной на рационализацию расходов, увеличение эффективности труда и уменьшение времени на заказ.

Основатель аутсорсинга – Альфред Слоун (президент General Motors). Когда компания в 20-х годах XX века была в кризисном состоянии, он внедрил новую методику, которая спасла ее от закрытия. Базой стал аутсорсинг, который применялся в нескольких направлениях:

  • улучшение управления бизнесом;
  • увеличение производства.
Альфред Слоун
Альфред Слоун

Опыт General Motors (GM) показал, что некоторые функции лучше выполняет организация, которая в этом специализируется, чем штатные сотрудники. Так, при сотрудничестве GM с Electronic Data System Corporation, последняя сэкономила 4 млрд долларов, сопровождая информационные процессы фирмы.

Понятие аутсорсинга закрепилось в деловой практике в конце 80-х годов прошлого столетия. К концу 1980-х годов аутсорсинг информационных технологий стал отраслью, которая привлекала к себе внимание. Развитие информационных технологий, повышало качество и скорость предоставления услуг. Особенностью 80-х годов было то, что предприятия не передавали функции по разработке новых изделий.

В 90-х годах прошлого века появились две тенденции:

  1. Компании, кроме производства, стали брать на себя обязанности по доставке товара.
  2. Производители электронных частей стали оказывать дополнительные услуги по разработке новых изделий.

К концу 90-х годов компании, у которых в стране был кризис, обращались за услугами к организациям из других государств. После экономического кризиса такие фирмы продолжили вкладывать ресурсы в развитие предприятий на территории других стран.

Следующий этап связан с закреплением аутсорсинга на рынке как отдельной отрасли. Это связано с развитием высокотехнологического бизнеса. Начали развиваться интернет-организации и компании, которые оказывали услуги в сфере финансов, здоровья, туризма. После чего бизнесмены, работающие в таких областях, стали отделяться и создавать собственные организации. Сначала они распространяли деятельность в других странах (Индия, Мексика и Китай). После направили средства на развитие бизнеса в своем государстве.

Пример – компания Office Tiger, которая начала деятельность в Индии и осуществляла некоторые функции американских предприятий.

В это же время закрепилась теория виртуальной организации, согласно которой функции компании делились на главные и второстепенные. Основные функции фирма выполняла сама, а второстепенные передавала специалистам, работающим только в этой области. Сейчас виртуальная организация представляет собой взаимодействие партнеров для реализации проекта.

В 2000-х годах особенность заключалась в международном партнерстве, основанном на аутсорсинге. Так, под руководством одного бизнеса находились автономные исследовательские центры, институты, предприятия, логистические и товарные фирмы, которые располагались по миру.

Разделение производства на основе аутсорсинга привело к созданию самостоятельных фирм без принадлежности к определенному государству.

Популярными моделями с выведением бизнес-процессов за рубеж являются:

  • организация продаж и маркетинга;
  • сбор готовой продукции и создание отдельных ее компонентов.

История аутсорсинга в России

Возникновение его прототипа в России связано с эпохой Петра I. Он привлекал в российское государство специалистов из-за рубежа в области кораблестроения. В СССР некоторые признаки аутсорсинга содержала кооперация, которая представляла собой объединение для достижения общих экономических целей.

В 90-е годы с развалом СССР элементом бизнеса стали грабежи, рэкет и физическая расправа. Для защиты стали обращаться в охранные предприятия. Это можно считать первыми договорами по аутсорсингу в России.

В эти же годы российским фирмам нужно было вести бухгалтерию. Для этого они обращались в специализированные организации, работающие в этих сферах.

С развитием информационных технологий популярным стало сотрудничество с IT-предприятиями. А также набирала популярность сфера пиар (PR), и фирмы обращались за помощью в рекламные агентства.

Сейчас популярными направлениями аутсорсинга в России являются:

  • маркетинг;
  • бухгалтерские услуги;
  • помощь в области информационных технологий;
  • кадровое делопроизводство;
  • клининг;
  • безопасность;
  • правовые услуги;
  • администрирование персонала.

Таким образом, аутсорсинг превратился в важную составляющую менеджмента. С его помощью обеспечивается конкурентоспособность, и им пользуются крупные и небольшие организации.