Модель оказания услуг по аутсорсингу прочно закрепилась на рынке в России и зарубежных странах. Многие знают, что это такое, но не все знают: когда он возник и как развивался.
Возникновение и развитие аутсорсинга в зарубежных странах
Истоки зарождения относятся к ремесленному производству, которое продолжалось до XVIII в. Это обусловлено тем, что ремесленник находился в зависимости от корпоративных связей: заказчика, поставщика, других ремесленников.
Первым опытом такой модели взаимодействия явилось привлечение ресурсов юридических организаций в США и Великобритании в конце XIX века. Это связано со сложностью и объемом прецедентного права. Поэтому правовые вопросы передавали профессионалам с высокой квалификацией и большим опытом.
В начале XX века компании стали передавать по аутсорсингу функции по ремонту оборудования, инструментов, техники.
Доминирование больших предприятий на рынке продолжалось до конца 60-х годов XX века. После чего на экономической арене увеличилось количество небольших предприятий. Для выживания на рынке они прибегали к новой философии управления, направленной на рационализацию расходов, увеличение эффективности труда и уменьшение времени на заказ.
Основатель аутсорсинга – Альфред Слоун (президент General Motors). Когда компания в 20-х годах XX века была в кризисном состоянии, он внедрил новую методику, которая спасла ее от закрытия. Базой стал аутсорсинг, который применялся в нескольких направлениях:
- улучшение управления бизнесом;
- увеличение производства.
Опыт General Motors (GM) показал, что некоторые функции лучше выполняет организация, которая в этом специализируется, чем штатные сотрудники. Так, при сотрудничестве GM с Electronic Data System Corporation, последняя сэкономила 4 млрд долларов, сопровождая информационные процессы фирмы.
Понятие аутсорсинга закрепилось в деловой практике в конце 80-х годов прошлого столетия. К концу 1980-х годов аутсорсинг информационных технологий стал отраслью, которая привлекала к себе внимание. Развитие информационных технологий, повышало качество и скорость предоставления услуг. Особенностью 80-х годов было то, что предприятия не передавали функции по разработке новых изделий.
В 90-х годах прошлого века появились две тенденции:
- Компании, кроме производства, стали брать на себя обязанности по доставке товара.
- Производители электронных частей стали оказывать дополнительные услуги по разработке новых изделий.
К концу 90-х годов компании, у которых в стране был кризис, обращались за услугами к организациям из других государств. После экономического кризиса такие фирмы продолжили вкладывать ресурсы в развитие предприятий на территории других стран.
Следующий этап связан с закреплением аутсорсинга на рынке как отдельной отрасли. Это связано с развитием высокотехнологического бизнеса. Начали развиваться интернет-организации и компании, которые оказывали услуги в сфере финансов, здоровья, туризма. После чего бизнесмены, работающие в таких областях, стали отделяться и создавать собственные организации. Сначала они распространяли деятельность в других странах (Индия, Мексика и Китай). После направили средства на развитие бизнеса в своем государстве.
Пример – компания Office Tiger, которая начала деятельность в Индии и осуществляла некоторые функции американских предприятий.
В это же время закрепилась теория виртуальной организации, согласно которой функции компании делились на главные и второстепенные. Основные функции фирма выполняла сама, а второстепенные передавала специалистам, работающим только в этой области. Сейчас виртуальная организация представляет собой взаимодействие партнеров для реализации проекта.
В 2000-х годах особенность заключалась в международном партнерстве, основанном на аутсорсинге. Так, под руководством одного бизнеса находились автономные исследовательские центры, институты, предприятия, логистические и товарные фирмы, которые располагались по миру.
Разделение производства на основе аутсорсинга привело к созданию самостоятельных фирм без принадлежности к определенному государству.
Популярными моделями с выведением бизнес-процессов за рубеж являются:
- организация продаж и маркетинга;
- сбор готовой продукции и создание отдельных ее компонентов.
История аутсорсинга в России
Возникновение его прототипа в России связано с эпохой Петра I. Он привлекал в российское государство специалистов из-за рубежа в области кораблестроения. В СССР некоторые признаки аутсорсинга содержала кооперация, которая представляла собой объединение для достижения общих экономических целей.
В 90-е годы с развалом СССР элементом бизнеса стали грабежи, рэкет и физическая расправа. Для защиты стали обращаться в охранные предприятия. Это можно считать первыми договорами по аутсорсингу в России.
В эти же годы российским фирмам нужно было вести бухгалтерию. Для этого они обращались в специализированные организации, работающие в этих сферах.
С развитием информационных технологий популярным стало сотрудничество с IT-предприятиями. А также набирала популярность сфера пиар (PR), и фирмы обращались за помощью в рекламные агентства.
Сейчас популярными направлениями аутсорсинга в России являются:
- маркетинг;
- бухгалтерские услуги;
- помощь в области информационных технологий;
- кадровое делопроизводство;
- клининг;
- безопасность;
- правовые услуги;
- администрирование персонала.
Таким образом, аутсорсинг превратился в важную составляющую менеджмента. С его помощью обеспечивается конкурентоспособность, и им пользуются крупные и небольшие организации.